Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [11]
Консультации [0]
Педагогические кадры [0]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


"Володинский детский сад"


Суббота, 18.05.2024, 23:47
Главная » Файлы » Мои файлы

Программа Мозаика
[ Скачать с сервера (2.90 Mb) ] 21.09.2015, 07:55


Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Цели и задачи реализации Программы «Мозаика» . . . . . . . . . . . . . . . 5
Принципы и подходы к формированию и реализации
Программы «Мозаика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Планирование и принципы образовательной деятельности . . . . . . . 9
Приоритетные направления деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста . . . . 18
Планируемые результаты освоения Программы «Мозаика»
в виде целевых ориентиров дошкольного образования:
показатели развития детей в соответствии с возрастом . . . . . . . . . . . . . 36
Апробация и внедрение Программы «Мозаика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Цели и задачи образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребёнка
в пяти образовательных областях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Содержание и методика реализации программы с учётом
психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей . . . . . . 97
Группа раннего возраста (третий год жизни) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Младшая группа (четвёртый год жизни) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Средняя группа (пятый год жизни) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Старшая группа (шестой год жизни) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни) . . . . . . . . 230
Инклюзивное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Педагогическая и психологическая диагностика
личностных образовательных результатов детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
4 Содержание
Способы и направления поддержки детской инициативы . . . . . . . . . 301
Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Обеспеченность методическими материалами
и средствами обучения и воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Обеспеченность оборудованием для развивающей
предметно-пространственной среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Характеристика жизнедеятельности детей в группах . . . . . . . . . . . . . . 318
Организация адаптационного периода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
Педагогические, психологические, здоровьесберегающие
требования к организации образовательного процесса . . . . . . . . . . . . 325
Перечень нормативных и нормативно-методических
документов и научно-методических литературных источников,
используемых при разработке Программы «Мозаика» . . . . . . . . . . . . 327
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
Приложение
Приложение 1. Примерное комплексно-тематическое
планирование: группа раннего возраста (третий год жизни) . . . . . . . . 341
Приложение 2. Примерное комплексно-тематическое
планирование: младшая группа (четвёртый год жизни) . . . . . . . . . . . . 354
Приложение 3. Примерное комплексно-тематическое
планирование: средняя группа (пятый год жизни) . . . . . . . . . . . . . . . . 376
Приложение 4. Примерное комплексно-тематическое
планирование: старшая группа (шестой год жизни) . . . . . . . . . . . . . . . 395
Приложение 5. Примерное комплексно-тематическое
планирование: подготовительная к школе группа
(седьмой год жизни) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
Приложение 6. Перечень изданий ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» . . . 454
Приложение 7. Примерный перечень оборудования,
обеспечивающего реализацию Программы «Мозаика» . . . . . . . . . . . . 458
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы «Мозаика»
Примерная основная образовательная программа дошкольно-
го образования «Мозаика» (далее — Программа, Программа «Мо-
заика») разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного обра-
зования (ФГОС ДО), утверждённого Приказом Министерства об-
разования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года
№ 1155 г. Москва.
Программа «Мозаика» включает в себя совокупность образова-
тельных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие
детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям развития (далее — образовательные облас-
ти) — социально-коммуникативному, познавательному, речевому,
художественно-эстетическому и физическому. Задачи по формиро-
ванию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей
решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных
областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой об-
разовательной области.
Программа определяет целевые ориентиры, содержание и ор-
ганизацию образовательного процесса для детей дошкольного
возраста и направлена, в соответствии с требованиями ФГОС ДО
(раздел II «Требования к структуре образовательной программы и
её объёму», п. 2.3—2.4), на создание условий развития ребёнка, от-
крывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способ-
ностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности; на создание разви-
вающей образовательной среды, которая представляет собой сис-
тему условий социализации и индивидуализации детей. Программа
представляет собой как программа психолого-педагогической под-
6 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
держки позитивной социализации и индивидуализации, развития
личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс ос-
новных характеристик дошкольного образования (объём, содержа-
ние и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошколь-
ного образования).
Таким образом, целью Программы «Мозаика» является:
• расширение возможностей развития личностного потенциала
и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.
Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач:
• обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности
ребёнка;
• приобщение детей через соответствующие их индивидуально-
возрастным особенностям виды деятельности к социокультур-
ным нормам, традициям семьи, общества государства;
• развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и твор-
честву;
• реализация вариативных образовательных программ;
• соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников об-
разовательного процесса.
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических
условий:
• личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
• полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и
младшими детьми;
• разработку развивающих педагогических технологий, соот-
ветствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных
средств деятельности в определённом возрасте;
• разработку развивающей предметно-пространственной среды,
обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную,
речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии
с возрастом;
• возможности выбора для всех субъектов образования (педаго-
гов, детей, родителей (законных представителей)) образователь-
ных программ, педагогических технологий и видов деятельности.
В соответствии со статьёй 64 (п. 1) Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, от 29 дека-
бря 2012 г.) Программа направлена также на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обес-
печивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
Пояснительная записка 7
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию нарушений в фи-
зическом и психическом развитии.
Программа носит характер примерной. В ней заложены осново-
полагающие принципы, цели и задачи образования, дающие воз-
можность для творческого использования педагогами различных
педагогических технологий, игр. Во всех ситуациях взаимодействия
с ребёнком воспитатель — проводник общечеловеческого и собственного
опыта, гуманистического отношения к людям, социо-
культурных норм. Ему предоставлено право выбора тех или иных
способов решения педагогических задач и создания условий для
воспитания и развития детей.
Программа может быть реализована в разных формах дошколь-
ного образования.
При разработке образовательной организацией собственной ос-
новной образовательной программы с учётом примерной рекомен-
дуется дополнить её теми разделами, парциальными программами,
которые соответствуют виду (профилю) данной дошкольной органи-
зацией, её уставным задачам.
В соответствии с ФГОС ДО (раздел II. Требования к структуре
образовательной программы дошкольного образования и её объёму,
п. 2.11.2) часть Программы, формируемая участниками образова-
тельных отношений, может включать различные направления, вы-
бранные участниками образовательных отношений из числа парци-
альных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности,
интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов
и, в частности, может быть ориентирована на:
• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность;
• выбор тех парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возмож-
ностям педагогического коллектива;
• сложившиеся традиции Организации или Группы.
В Программе представлена модель инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья, которая основана
на включении детей с различными патологиями развития в обще-
развивающие дошкольные группы с целью более успешной их соци-
ализации в современных условиях жизни.
Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 7 лет.
8 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Принципы и подходы к формированию
и реализации Программы «Мозаика»
Основными принципами к формированию и реализации Про-
граммы «Мозаика» являются следующие:
1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства
как важного этапа в общем развитии человека.
2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
3. Реализация Программы в формах, специфических для детей
данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познава-
тельной и исследовательской деятельности.
4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каж-
дого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями.
5. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия
и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития де-
тей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим
миром.
6. Вариативность организации дошкольного образования.
Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-исторического
и системно-деятельностного подходов, являющихся методо-
логией ФГОС ДО.
Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы
разрабатывались в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.Г. Ас-
молова и др. Основоположник культурно-исторического подхода
Л.С. Выготский отмечал, что в развитии ребёнка существуют как
бы две переплетённые линии. Первая следует путём естественного
созревания, вторая состоит в овладении культурными способами
поведения и мышления. Согласно теории Л.С. Выготского, разви-
тие мышления и других психических функций происходит в первую
очередь не через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «пси-
хологическими орудиями», знаково-символическими средствами, в
первую очередь речью и языком.
Системно-деятельностный подход вырос из культурно-исторической
теории Л.С. Выготского. Суть этого подхода заключается в сле-
дующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей
определяется характером организации их деятельности. Системно-
деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образова-
тельной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон лич-
Пояснительная записка 9
ности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов
детской деятельности (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леон-
тьев, С.Л. Рубинштейн).
В данной Программе «Мозаика» разработка целей, содержа-
ния, форм и методов образовательной деятельности дошкольников
опирается на классические исследования: развития произвольных
движений (А.В. Запорожец), свободного действия (В.П. Зинчен-
ко), творческого действия (Б.Д. Эльконин), учебной деятельности
и теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), вос-
приятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), воображения и способностей
(Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), мышления (Н.Н. Поддьяков),
индивидуальности и личности (А.Г. Асмолов, Г.Г. Кравцов), эмоций
(А.В. Запорожец); связи целенаправленного и произвольного пове-
дения с соответствующими регуляторными формациями сознания
(А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова).
Концептуальную основу Программы составляют идеи:
• антропоцентрического гуманизма (И. Кант, Л. Фейербах,
М. Шелер, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и гуманной педаго-
гики (Ш.А. Амонашвили);
• теории об амплификации (обогащении) ребёнка средствами
разных «специфически детских видов деятельности» (А.В. Запо-
рожец);
• гуманистической философии (Ш.А. Амонашвили);
• личностно ориентированной педагогики сотрудничества
(И.П. Волков, А.Н. Давидчук, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев,
Л.А. и Б.П. Никитины, Н.Н. Щуркова);
• фундаментального положения о ведущей роли обучения в раз-
витии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов);
• реализации социально-личностного подхода к образованию
(В.И. Загвязинский, Т.Н. Доронова, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрел-
кова), формирования социально значимых качеств личности с
одновременным развитием природных задатков (Л.И. Божович,
М.И. Лисина, Т.И. Репина, С. Соловейчик).
Планирование и принципы
образовательной деятельности
Планирование составляет одну из основ правильной организа-
ции жизни детей в детском саду. Оно строится на анализе достигну-
тых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка.
10 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Планирование должно предусматривать альтернативные виды
деятельности, так как детально спланировать весь педагогический
процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явле-
ния (внезапное изменение погоды, интерес ребёнка к объекту и т.п.)
вносят свои коррективы в деятельность.
Основу планирования составляют комплексные образователь-
ные задачи на определённый промежуток времени (в соответствии
с примерным комплексно-тематическим планированием — на не-
делю). Образовательные задачи объединяют проектирование пред-
метно-развивающей среды и разработку содержания деятельности и
общения педагога с детьми и их родителями.
В планировании образовательного процесса принимают учас-
тие руководитель образовательной организации, старший воспита-
тель, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструк-
тор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед
и др.).
Планирование образовательного процесса
на уровне дошкольной образовательной организации
Ответственный
Временной
период
Содержание
Руководитель 1 раз в год Утверждение годового плана работы
организации, перспективного календарно-
тематического плана
Руководитель,
старший
воспитатель
1 раз в год Составление примерного плана ме-
роприятий на учебный год в дошколь-
ной образовательной организации
Старший воспи-
татель, воспита-
тели, творческая
группа педагогов
В начале
учебного
года
Составление перспективного календарно-
тематического плана для каж-
дой возрастной группы
Воспитатели,
педагоги
1 раз
в неделю
Отбор, формулировка образователь-
ных задач для своей возрастной груп-
пы, постепенность и последователь-
ность их усложнения;
проектирование и изменение предметно-
развивающей среды, подготовка
материалов для организации детской
деятельности, общения, игр с детьми
Пояснительная записка 11
Недельное планирование строится на основе образовательных
задач, сформулированных на годовой временной период.
Планирование образовательного процесса строится с учётом сле-
дующих принципов:
Принцип последовательности. В основе — отход от формального
параллельного планирования с большими временными затратами
на написание планов к последовательному планированию образова-
тельной деятельности с детьми (неделя — временной период плани-
рования):
• формулируются образовательные задачи (специфические) на
этот период, решение которых предполагается в ходе совместной
деятельности, во время режимных моментов, ситуациях повсед-
невного общения с детьми:
• подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми;
• вводятся новые слова в активный словарный запас;
• создаётся развивающая предметно-пространственная среда.
Принцип интеграции. В основе — установление системных связей
между образовательными задачами разных образовательных облас-
тей через их дополнение и взаимное обогащение. Например, осво-
ение пространственных представлений, знакомство с математичес-
кими понятиями формируется в конструировании, формировании
элементарных математических представлений, на занятиях музыкой
и физической культурой.
При построении образовательного процесса, подчиняющегося
принципу интеграции, образовательные задачи также интегрируют-
ся и способствуют комплексному развитию ребёнка.
Разные виды деятельности при планировании становятся иници-
ирующим началом интеграции. Например, чтение рассказа о при-
роде может активизировать исследовательскую деятельность детей
в ближайшем природном окружении, передачу образов животных в
лепке или рисовании, разыгрывание сюжетов рассказа в свободной
сюжетной игре.
Представления детей о театре, обобщённые в познавательной
деятельности, могут найти отражение в детских рисунках, сочине-
нии рассказов, конструировании театральной сцены, изготовлении
афиши на занятии по аппликации и завершиться проведением теат-
ральной постановки, досуга.
В Программе для каждой возрастной группы приведён пример-
ный перечень основных видов организованной образовательной
12 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
деятельности с детьми, не жёстко фиксированный, а подвижный,
что поможет воспитателю самостоятельно определять последова-
тельность организованной деятельности, обеспечивая баланс раз-
ных видов активности детей. Воспитатель для решения тех или
иных задач может заменять одни виды деятельности другими в рам-
ках времени, отведённого для них в режиме дня.
Обязательной должна быть связь специально организованной
деятельности с детьми с их повседневной жизнью, предусматрива-
ющая возможность ещё раз вернуться к тому, что происходило на
занятиях, продолжить работу над своей поделкой, практически ис-
пользовать полученные знания (например, учились устанавливать
взаимно однозначное соответствие двух групп предметов на мате-
матике, а затем сравнивали количество машин и «водителей» в иг-
ровом уголке, количество чашек и блюдец при сервировке стола).
Комплексно-тематический принцип. В основе — выбор опре-
делённой темы в соответствии с интересами и возможностями
детей. Событийная организация образовательной деятельности
в условиях комплексно-тематического планирования расширяет
многочисленные возможности для детской практики, экспери-
ментирования, развития основных навыков, понятийного мыш-
ления.
Каждая тема предполагает вариативный подход к выбору форм,
методов, видов деятельности, их количество может быть уменьше-
но или увеличено с учётом заинтересованности детей. Для реали-
зации содержания программы рекомендуется внедрять в педагоги-
ческую практику следующие формы образовательной деятельности:
экскурсии, исследования и опыты, наблюдения с комментариями
происходящего и обсуждениями, путешествия по природно-клима-
тическим зонам нашего края; театрализованные игры, игры-драма-
тизации, игры-импровизации; творческие мастерские; фольклор-
ные игры, фестивали народного творчества; календарно-обрядовые
праздники; создание коллективных продуктов (тематических плака-
тов, атрибутов для оформления среды группы), музыкально-литера-
турные гостиные для детей и родителей; тематические развлечения,
спортивные праздники, соревнования и др. Выбор той или иной
формы деятельности должен быть педагогически обоснован и целе-
сообразен.
Освоение детьми определённого содержания может завершаться
организацией того или иного события-праздника, соревнования,
Пояснительная записка 13
досуга, выставки, на которых дети обобщают полученные знания,
демонстрируют свои успехи. Подобные мероприятия могут служить
своеобразным средством контроля за ходом педагогического про-
цесса, если в сценарий включить соревновательные моменты, эле-
менты викторин, практические задания, требующие применения
полученных знаний.
При организации совместной деятельности с детьми необходимо
учитывать:
• организацию пространственной среды группы: столы кругом,
полукругом, веером; на ковре, у окна, на улице и т.п.;
• организацию коллективного просматривания детских работ
(обращать внимание на успех того или другого ребёнка, ориги-
нальность решения и т.п.);
• предоставление возможности каждому ребёнку осуществить
самоконтроль результатов деятельности, сравнить свой результат
с результатом других детей.
Проектируя образовательный процесс, важно через планирова-
ние объединять деятельность воспитателя, музыкального руководи-
теля, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и др.
Необходимо предусмотреть соответствие содержания деятельности
педагогов с учётом тематики, недели, выбора итогового меропри-
ятия, реализации интеграции образовательных задач и видов де-
ятельности, соответствующих форм работы с детьми, устранив пов-
торы и дублирование материала.
Освоение тематического содержания программы начинается с
«погружения» ребёнка в мир образов природы, предметов, явлений
окружающего мира.
В дошкольном возрасте целью интегрированных занятий являет-
ся информационно-образное и сенсорное насыщение ребёнка, его
гармоническое развитие на основе полихудожественного воспри-
ятия мира и выражение себя в разных видах деятельности.
Интегрированный подход исходит из природы детского возраста,
когда мир воспринимается нерасчленённым на части, как единое
целое, освоение которого ребёнок начинает от своего «Я», когда за-
кладываются основы социального опыта и духовно-нравственного
развития личности.
Планирование и организация работы с детьми дошкольного
возраста осуществляются на основе модели ступенчатой интегра-
14 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ции постижения образов окружающего мира по соответствующим
темам.
Модель состоит из четырёх структурных единиц:
• увидеть (наблюдение за миром);
• услышать (звуки окружения);
• обыграть (телом, умом, лицом — пантомима, пластика);
• создать (самостоятельная деятельность).
Данная модель поможет воспитателю систематизировать темати-
ческое планирование по программе и выстраивать работу с детьми в
логической последовательности.
В приложениях к данной Программе представлено примерное
комплексно-тематическое планирование:
• Приложение 1. Примерное комплексно-тематическое планиро-
вание: группа раннего возраста (третий год жизни);
• Приложение 2. Примерное комплексно-тематическое планиро-
вание: младшая группа (четвёртый год жизни);
• Приложение 3. Примерное комплексно-тематическое планиро-
вание: средняя группа (пятый год жизни);
• Приложение 4. Примерное комплексно-тематическое планиро-
вание: старшая группа (шестой год жизни);
• Приложение 5. Примерное комплексно-тематическое планиро-
вание: подготовительная к школе группа (седьмой год жизни).
Примерный алгоритм последовательного планирования образова-
тельной работы на неделю:
• неделя — временной период планирования;
• воспитатель формулирует последовательные обучающие и раз-
вивающие задачи (специфические) на этот период, решение ко-
торых предполагается в ходе совместной деятельности, во время
режимных моментов, ситуациях повседневного общения с детьми;
• воспитательные задачи должны быть сквозными, решаться в
постоянном режиме, в любой ситуации, этому способствующей
(воспитательные задачи планируются на год);
• подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми;
• вводятся новые слова в активный словарный запас;
• изменяется (пополняется) предметно-пространственная раз-
вивающая среда;
• осуществляется коррекция развития (индивидуально или для
всей группы).
Пояснительная записка 15
Структура примерного комплексно-тематического планирова-
ния включает:
• сквозную тему каждого месяца, объединяющую все способы
познания;
• недельные подтемы, которые воспитатель может изменять с
учётом инициативы детей;
• формы работы, отражающие соответствующее содержание по
решению образовательных задач на основе обобщённой модели:
увидеть (наблюдение за окружающей действительностью);
услышать (звуки окружения);
обыграть;
создать продукт самостоятельной деятельности.
В рамках каждой темы месяца рекомендуется проводить кульми-
национное событие, которое становится проектом, объединяющим
все виды деятельности: праздник, выставку, туристический поход,
встречу с интересным человеком, игровое шоу и т.п.
Приоритетные направления деятельности
Программа «Мозаика» в соответствии с требованиями ФГОС ДО
(раздел II. Требования к структуре образовательной программы до-
школьного образования и её объёму, п. 2.6) решает задачи развития
детей в пяти образовательных областях:
• социально-коммуникативного развития;
• познавательного развития;
• речевого развития;
• художественно-эстетического развития;
• физического развития.
Область социально-коммуникативного развития включает следу-
ющие приоритетные направления организации жизнедеятельности
детей:
• овладение коммуникативной деятельностью и элементарными
общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме, а
именно:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаи-
модействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального ин-
теллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, форми-
16 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
рование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлеж-
ности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Органи-
зации;
• овладение элементарной трудовой деятельностью, в том числе
формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
• овладение основами собственной безопасности и безопасности
окружающего мира.
Область познавательного развития включает следующие приори-
тетные направления организации жизнедеятельности детей:
• овладение познавательно-исследовательской деятельностью,
формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о ма-
лой родине и Отечестве, представлений о социокультурных цен-
ностях нашего народа, об отечественных традициях и праздни-
ках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её
природы, многообразии стран и народов мира.
Область речевого развития включает следующие приоритетные
направления организации жизнедеятельности детей:
• овладение речью как средством общения и культуры, развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологи-
ческой речи;
• обогащение активного словаря в процессе восприятия худо-
жественной литературы, знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонема-
тического слуха;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Пояснительная записка 17
Область художественно-эстетического развития включает следу-
ющие приоритетные направления организации жизнедеятельности
детей:
• развитие детей в процессе восприятия художественной литера-
туры;
• развитие детей в процессе овладения изобразительной деятель-
ностью;
• развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью;
• развитие детей в процессе овладения театрализованной де-
ятельностью;
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусст-
ва; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой де-
ятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
Область физического развития включает следующие приоритет-
ные направления организации жизнедеятельности детей:
• овладение двигательной деятельностью, в том числе связан-
ной с выполнением упражнений, направленных на развитие та-
ких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движе-
ния, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правиль-
ным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе сторо-
ны), формирование начальных представлений о некоторых ви-
дах спорта, овладение подвижными играми с правилами; ста-
новление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере;
• овладение элементарными нормами и правилами здорового
образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.), становление цен-
ностей здорового образа жизни.
18 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Особенности развития детей раннего
и дошкольного возраста*
Группа раннего возраста (третий год жизни)
В раннем возрасте движения у детей несовершенные, неточные.
Маловыраженные изгибы позвоночника, своды стопы, недоста-
точное развитие вестибулярного аппарата, высоко расположенный
центр тяжести, слабость мышц ног — всё это обусловливает частые
падения ребёнка. У детей замедленная реакция, недостаточно раз-
виты мышцы-разгибатели. Малыши быстро утомляются. Новые
рефлекторные связи создаются легко, но непрочны. Движения де-
тей схематичны, не согласованны, часто замедленны.
Этот возраст отличается быстрым развитием двигательной актив-
ности, но контроль за адекватностью движений низкий, что часто
приводит к травмам. Продолжается интенсивное развитие всех ор-
ганов и физиологических систем, совершенствуются их функции.
Ребёнок становится более подвижным и самостоятельным.
Дети раннего возраста любознательны, они продолжают осваи-
вать окружающий предметный мир, начинают осваивать мир соци-
альный. В этот период начинает происходить овладение социальным
пространством человеческих отношений через общение с близки-
ми взрослыми, а также через предметные и игровые отношения со
сверстниками. Общение со взрослыми совершенствует речь малыша,
вырабатывает психические реакции, адекватные обстановке.
Социальная ситуация развития
Ребёнок в системе отношений ещё является центром своей се-
мьи, однако наряду с близкими взрослыми в круг общения начина-
* Содержание раздела опирается на научные и научно-методические
исследования: 1) Абрамова Г.С. Возрастная психология. — Екатеринбург:
Деловая книга, 1999; 2) Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н.
и др. / под научным руководством А.Г. Асмолова. Успех. Примерная ос-
новная общеобразовательная программа дошкольного образования. –
М., 2010; 3) Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Пет-
ровского. — М., 1982; 4) Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М., 2003;
5) Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-
ненный цикл развития человека. — М., 2003; 6) Обухова Л.Ф. Возрастная
психология: учебник для студентов психологических факультетов уни-
верситетов, педагогических вузов и колледжей. – М., 2005; Смирнова Е.О.
Психология ребёнка от рождения до семи лет. – М., 1997; 7) Урунтае-
ва Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений. – М., 2001.
 

Категория: Мои файлы | Добавил: Лена
Просмотров: 2163 | Загрузок: 49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz