Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


"Володинский детский сад"


Воскресенье, 05.05.2024, 17:23

Много правил есть на свете,

Их должны запомнить дети!

В спички лучше не играть!

Дверь чужим не открывать!

Осторожность в гололед

От ушибов сбережет!

Для чего в саду забор,

На дороге светофор?

И, чтоб не было беды

Не шалите у воды!

Не бери без спросу нож!

И запомни, где живешь!

Про пожар, что нужно знать

И кого на помощь звать?

Ноль один, ноль два, ноль три

Ты запомни! И звони!

 

Одной из главных задач в работе любого педагогического коллектива является формирование у детей  дошкольного возраста правил поведения безопасности, умения адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Эта проблема актуальна для ДОУ, так как воспитанники при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой спортивной площадках, при переходе улицы, могут принести вред своему здоровью и поэтому важной задачей в работе ДОУ является — охрана жизни и здоровья детей, она ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

В силу возрастных особенностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность, но данный период сенситивен для приобщения детей к культуре безопасности. Этот факт обуславливает необходимость как можно раньше начинать знакомить дошкольников с первыми основами безопасности. Ребенок должен четко знать, что он может сделать в конкретной критической ситуации, чтобы обезопасить себя и близкого.

В то же время детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказ о ней вызывает у ребенка страх. Дети в таких ситуациях ведут себя по- разному. У одних ощущение угрозы превращается в чувство обреченности, делает их совершенно беспомощными. У других угрожающая обстановка способна вызвать подъем душевных и физических сил, мобилизовать активность и даже вызвать агрессию.

Исследователи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее; полностью неподготовленный дошкольник сохраняет растерянность, которая вызывает длительное бездействие, суетливость и затяжной стресс. С другой стороны, есть группа детей, которая нуждаются в самом чувстве страха как тормозной фазе поведения. В настоящее время возросло число детей, которые «ничего не боятся». Могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.

Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникновения. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями. Именно это и можно считать опытом безопасного поведения, который позволит будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении травмоопасных ситуаций.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода. А также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее «проигрывание» - наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних ребят и удерживания от поспешных, но неверных действий – у других.

Следовательно, возникает необходимость в разработке серии занятий, целью которых будет формирование правильного отношения ребенка к возникающим травмоопасным ситуациям. В связи с этим нами был разработан комплекс практических игр-тренингов для детей «Защити себя сам».

Выбор формы тренинга не случаен, а обусловлен несколькими причинами:

- для дошкольника включение в игру просто и естественно; дети проживают ситуации в реальности;

- практические занятия подкрепляются яркими эмоциональными переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся первой ступенькой будущего опыта;

- тренинг – возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в нее (т.е. проводится в действие наилучший способ обучения ребенка правильному поведению в опасной ситуации).

Тренинги помогают ребенку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию.

Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подбирать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих. Игры типа «Раз-два-три, что опасно - найди», «Сто бед- один ответ» направлены на закрепление знаний об источниках опасности, причинах возникновения травмоопасных ситуаций. Углубления знаний о возможности угрозе и способах действий посвящение игры «Так, да не так», «Сам себе доктор», «Мы - спасатели» (приложение 1) и др.

Необходимо ответить, что роль взрослого в процессе реализации программы дидактических игр постепенно меняется: при ознакомлении с игрой – организатор деятельности; затем  - непосредственный участник игры; далее, на закрепляющем этапе, - советчик – консультант.

Правила дорожного движения едины для всех, хотя написаны «Взрослым» языком без расчета на детей.  Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Большое значение имеет профилактика детского дорожного-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Проблема дорожно-транспортных происшествий с участием детей в стране направила педагогов нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов к ее решению. Коллективом ДОУ был составлен план обучения всех участников воспитательно – образовательного процесса (приложение 2) и разработана система обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях детского сада. Были поставлены следующие задачи:

- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста знания и умения по ПДД;

- повышать уровень знаний родителей по ПДД;

- уровень компетентности педагогов по безопасности дошкольников.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у них ориентировки в пространстве.  Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь именно отсутствие этих качеств становится причиной трагедий на дорогах.

Но работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями – это можно, а так нельзя. Главная ее цель – формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения. Она реализуется путем решения нескольких задач:

- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;

- формирование у них качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки (ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов);

- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой:

- ребенок – пешеход;

- ребенок – пассажир транспорта;

- ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, санок, роликов и др.)

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников должна быть плановой и систематической. Деятельность, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружаю их условий. Знания, сообщаемые воспитанникам, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.

К моменту поступления в школу дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них, знать основные правила для пешеходов и пассажиров.

Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения является также создание соответствующей материальной базы. В помощь воспитателем оформлен уголок по правилам дорожного движения,с той целью, чтобы он не только демонстрировал дидактические, наглядные материалы, но был приспособлен для игр и занятий с детьми. Были изготовлены дома, дорожные знаки и светофоры, нарисован макет  разметки, по которой можно двигать модели машин, подобраны методическая и художественная литература, конспекты занятий и бесед о правилах дорожного движения, картины, плакаты, пособия для занятий и игр, тренинги. Необходимый материал постепенно накапливается. 

На участке детского сада создана специальная автоплощадка – игровые пространства, включающие перекрестки нескольких типов, образуемые примыкающими друг к другу или разветвляющимися дорогами. Здесь с помощью игровых транспортных средств (машин, велосипедов) на занятиях, и во время игр дошкольники узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения. Проведена большая работа с родителями: опросы, анкетирование на тему: «Что вы рассказываете своему ребенку о правилах дорожного движения? Какая помощь вам нужна в этом вопросе?»  полученные данные были довольно не утешительные. Большинство родителей ограничиваются простыми ответами на детские вопросы и запретами, не разъясняя ребенку ситуации на дороге. Поэтому возникла необходимость провести в первую очередь работу с родителями.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

 Для этого были организованы семинары, во время которых родители принимали участие в играх по правилам дорожного движения, рассматривали всевозможные дидактические материалы, учились применять их в процессе общения с детьми. Кроме того были проведены тематические выставки, подготовлены информационные листы по безопасности детей. 

Таким образом, совместная работа семьи и детского сада позволит комплексно и системно подготовить самых маленьких участников к жизни в современных условиях, где каждого за пределами дома подстерегают серьезные трудности и опасности.

 

Приложение № 1

Дидактические игры на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения.

Игра «Раз-два-три, что опасно - найди»

Задачи:

- закреплять представление об источниках опасности;

- развивать самостоятельность, сообразительность, внимание;

- воспитывать чувство товарищества.

 

Правило: не толкаться и не отбирать предметы друг  у друга.

Материалы: опасные предметы: нож, утюг, вилка от розетки, стекло, горячий чай, химикаты; безопасные предметы: книга, паста, ложка и т.д.

Ход игры: выбирается Стобед, который отворачивается от группы детей и считает до 5. дети в это время берут из уголка те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Стобед с закрытыми глазами отгадывает, что за предмет у каждого. Если он отгадает, то ребенок рассказывает Стобеду, чем этот предмет опасен и как с ним правильно обращаться.

 

Игра «Так, да не так»

Задачи:

- учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных;

- развивать внимание;

- воспитывать желание соблюдать правила безопасности;

- формировать навыки самовыражения, умения донести информацию.

Правила:

- при возникновении опасных ситуаций демонстрировать предмет или действие, способное с ним справиться, предотвратить;

- возникновении неопасной ситуации – радостный прыжок вверх с картонной рожицей улыбающегося человечка Улыбайки.

Ход игры: группа делится на 2 подгруппы: друзей Стобеда и спасателей. В течении всей игры «стобеды» демонстрируют различные ситуации: стоят на подоконнике(в качестве подоконника используются детские стульчики), играют со спичками (в качестве спичек используются счетные палочки), включают розетку, гуляют под солнцем без панамки, болтают за столом и т.д. спасатели реагируют в соответствии с правилами.

 

Игра «Мы - спасатели»

Задачи:

- закреплять представление о травмоопасных моментах, правильных действиях в конкретных ситуациях;

- развивать внимание;

- воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему;

- преодолевать страх и ситуации получения травмы.

Правила:

- оказывать помощь согласно инструкции на карточке;

- в случае сомнений обращаться за помощью к «медсестре» - воспитателю;

- использовать только материал из «врачебного чемоданчика»;

- оказывать помощь индивидуально, по очереди, привлекая всю группу в качестве консультантов.

Ход игры:

В группу забегают Стобед и его команда. У каждого случилась беда: поранен палец, солнечный удар, ушиб, кровь из носа, прищемлен палец, удар током, ожог и т.д. доктор Микстуркин и его помощники оказывают им помощь, пользуясь карточками – подсказками и советами группы. Материал для оказания помощи заранее подготовлен во «врачебном чемоданчике». В конце занятия – дружественное чаепитие команды Стобеда и Микстуркина с обсуждением – беседой.

 

Вопросы для беседы:

- какие травмы были у ваших друзей?

- почему с ними произошли эти несчастья?

- что можно было сделать, чтобы не попасть в беду?

- почему нельзя оставлять человека без помощи?

- как мы помогли в случае ожога?

- какие материалы нам понадобились?

 - что делать, если становится страшно? (не думать о травме, а представить, как бы поступил Микстуркин).

- а почему нем не было страшно? (мы знали, что делать)

 

Приложение № 2

План обучения ПДД

участников воспитательно – образовательного процесса.

Наименование мероприятий

Срок выполнения

Ответственный за выполнение

Тематические  занятия, беседы, развлечение по правилам безопасности дорожного движения с воспитанниками

В течении года

Старший воспитатель, воспитатель

Изучение ПДД с воспитанниками

В течении года

Старший воспитатель, воспитатель

Организация встреч с работниками ГИБДД

Сентябрь

Старший воспитатель, воспитатель

Выставка детских рисунков по безопасности

Октябрь, апрель

Старший воспитатель, воспитатель

Целенаправленная работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

В течении года

Старший воспитатель, воспитатель

Оформление уголка , посвящённого безопасности

Сентябрь

Старший воспитатель, воспитатель

Месячник безопасности воспитанников

Сентябрь, апрель

Старший воспитатель, воспитатель

Проведение экскурсий и целевых прогулок с воспитанниками

Сентябрь, апрель

Старший воспитатель, воспитатель

 

Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz